Прокурор разъясняет

image-31902
Можно ли педагогическим работникам принимать подарки от учащихся и их родителей?

Что такое «подарок»?

Из определения договора дарения следует, что подарок – это прежде всего вещь или имущественное право, которые даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность. Если имеет место встречное обязательство, то такая передача вещи (права) дарением не признается (ст.572 Гражданского кодекса РФ).

Работникам образовательных организаций, в том числе учителям, запрещается получать подарки от обучающихся, а также их родственников, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб. (пп. 2 п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса РФ).

Получение учителем подарка стоимостью свыше 3 000 руб. от ученика или его родственника является нарушением запрета и ставит под сомнение объективность принимаемых им решений. В этой связи для обоснования законности получения подарка рекомендуется сохранить документ, подтверждающий его стоимость.

Под обычными подарками, как правило, понимаются те виды подарков, которые обычно дарят учителям. Таким подарками могут быть цветы, конфеты, чай, кофе, канцелярские принадлежности, книги, вазы.

Локальными актами образовательной организации могут быть предусмотрены дополнительные ограничения, связанные с получением подарков, а также регламентирован порядок их получения (ст. 13.3 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Учитель вправе в любое время до передачи ему подарка отказаться от него, в том числе в случае, если возникают сомнения по поводу его стоимости или вида (ст.573 Гражданского кодекса РФ ).

За нарушение ограничений, связанных с получением подарков, учитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение) (ст.ст. 22, 81 и 192 Трудового кодекса РФ). Также учитель может быть привлечен к уголовной ответственности за получение взятки при наличии в его действиях состава преступления (ст. 290 Уголовного кодекса РФ)

Можно ли учителю принимать подарки?

Из определения договора дарения следует, что подарок – это вещь или имущественное право, которые даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность. Если имеет место встречное обязательство, то такая передача вещи (права) дарением не признается (ст.572 Гражданского кодекса РФ).

Работникам образовательных организаций, в том числе учителям, запрещается получать подарки от обучающихся, а также их родственников, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб. (пп. 2 п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса РФ).

Получение учителем подарка стоимостью свыше 3 000 руб. от ученика или его родственника является нарушением запрета и ставит под сомнение объективность принимаемых им решений. В этой связи для обоснования законности получения подарка рекомендуется сохранить документ, подтверждающий его стоимость.

Локальными актами образовательной организации могут быть предусмотрены дополнительные ограничения, связанные с получением подарков, а также регламентирован порядок их получения (ст. 13.3 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Учитель вправе в любое время до передачи ему подарка отказаться от него, в том числе в случае, если возникают сомнения по поводу его стоимости или вида (ст.573 Гражданского кодекса РФ ).

За нарушение ограничений, связанных с получением подарков, учитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение) (ст.ст. 22, 81 и 192 Трудового кодекса РФ). Также учитель может быть привлечен к уголовной ответственности за получение взятки при наличии в его действиях состава преступления (ст. 290 Уголовного кодекса РФ).

 

Что такое «бытовая коррупция?»

Бытовая коррупция – один из видов коррупции. Термин «бытовая коррупция» впервые упомянут на официальном уровне в Национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 гг., утвержденном Указом Президента РФ от 31.07.2008. Положения вышеуказанного документа обязывают полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах проанализировать принимаемые органами государственной власти субъектов РФ меры по противодействию коррупции в органах местного самоуправления, уделив особое внимание мерам по устранению условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, с которыми граждане встречаются наиболее часто (бытовая коррупция).

Согласно современным социологическим исследованиям, в качестве причин возникновения бытовой коррупции респондентами названо: несовершенство правоохранительной системы (51%), низкий уровень правовой культуры населения (44,6%), неадекватность наказания за факты коррупции (40,4%), далее, нестабильную экономическую ситуацию (38,2%), неразвитость гражданского общества и отсутствие общественного контроля (36,1%) и некоторые другие: низкую заработную плату работников бюджетной сферы (36,1%), возможность принятия единоличного решения должностными лицами, свободу принятия решений (34%), национальные традиции, менталитет (17%), наличие административных барьеров в процессе реализации повседневных прав и интересов (12,5%).

Принятие мер, направленных на искоренение коррупциогенного фактора и снижения уровня бытовой коррупции – задача прокуратуры Российской Федерации.

За совершение коррупционных преступлений,  предусмотрена уголовная ответственность. При наличии информации о готовящемся ли совершенном коррупционном преступлении, необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы, в том числе в прокуратуру.

 

На кого возлагается обязанность по уведомлению о факте склонения к совершению коррупционного правонарушения?

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на государственных и муниципальных служащих возложена обязанность уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.
Указанная обязанность также распространена на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного.
Исключением являются случаи, когда по фактам обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений уже проведена или проводится проверка.

Следует отметить, что при возникновении указанных правоотношений данная категория граждан находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).
При этом неисполнение обязанности по уведомлению о случае обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений является правонарушением, влекущим увольнение либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Уголовная ответственность за мелкое взяточничество

Статья 291.2 Уголовного Кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за мелкое взяточничество, т.е. за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере до 10 000 рублей. Данная статья введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 324-ФЗ.

Поскольку нормы об ответственности за мелкое взяточничество являются специальными по отношению к положениям статей 290, 291 УК РФ, получение или дачу взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, следует квалифицировать по части 1 статьи 291.2 УК РФ независимо от того, за какие действия (законные или незаконные), в каком составе участников (единолично или группой лиц), а также при наличии других квалифицирующих признаков взяточничества они совершены.

Мелкое взяточничество отличается от получения или дачи взятки лишь одним объективным обстоятельством – размером взятки. Мелким взяточничество признается в том случае, если сумма взятки не превышает 10 000 рублей. Во всем остальном объективные и субъективные признаки мелкого взяточничества, получения взятки и дачи взятки являются идентичными.

При этом за посредничество в мелком взяточничестве лицо не подлежит уголовной ответственности по ст. 291.1 УК РФ, ввиду её размера.

Субъект мелкого взяточничества полностью совпадает с субъектом преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ (специальный субъект – должностное лицо) и ст. 291 УК РФ (общий субъект – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста).

За совершение мелкого взяточничества предусмотрены различные виды наказания, а именно штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет. Максимальное наказание – это лишение свободы на срок до одного года.

Частью 2 статьи 291.2 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав преступления. По ч. 2 ст. 291.2 УК РФ должно быть квалифицировано мелкое взяточничество, совершенное лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ. Наличие судимости за иные преступления не повлияет на квалификацию мелкого взяточничества.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять