Проект «PROчтение»
Проблема чтения осознаётся в современном мире как общенациональная и государственная.
Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно значимым.
Современная ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры:
– увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю;
– утрачиваются традиции семейного чтения,
– снижается интерес населения к печатной прессе,
– растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения,
– ухудшается владение родным языком (родная речь становится все более примитивной; в молодежной, профессиональной и деловой средах нарастает использование англоязычных слов, заменяющих в ряде случаев даже устоявшиеся русскоязычные аналоги),
– снижается уровень грамотности населения (по результатам международных исследований функциональной грамотности PISA функционально неграмотны свыше 10% российских школьников, в странах-лидерах этот показатель не более 1%);
– возрастает сугубо развлекательная составляющая чтения, снижаются до минимума затраты интеллектуальных усилий при чтении;
– распространяется мнение о том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается, они будут вытеснены Интернетом.
По результатам анкетирования учащихся 5-8-х классов школ г. Пензы свыше 50% опрошенных смотрят на книгу как на источник развлечения и удовольствия; энциклопедические книги читают 3,6% опрошенных, а документальную литературу читают 0%.
Этим объясняется необходимость создания в образовательных организациях области читательской среды, способствующей формированию читательских интересов, потребности в чтении, и вовлечение в процесс чтения семьи.
Цель: Повышение уровня читательской компетентности школьников, рост читательской активности детей и взрослого населения региона.
Задачи:
- На основе стандартов оценки качества чтения PISA и других международных и российских исследований разработать критерии оценки читательской компетентности, функциональной грамотности и читательской активности школьников и провести мониторинг динамики этих показателей у обучающихся общеобразовательных организаций Пензенской области.
- Провести анализ работы школьных библиотек по формированию читательской компетентности и читательской активности в условиях реализации ФГОС НОО и перехода на ФГОС ООО и создать региональную программу поддержки школьных библиотек и библиотекарей.
- Разработать программы семейного и досугового чтения.
- Провести региональные мероприятия, направленные на пропаганду чтения, поддержку и развитие читательской компетентности.
- Обеспечить информационное и научно-методическое сопровождение проекта.
«Книжки-малышки»
Книжка – это не игрушка,
Это лучшая подружка.
Береги ее малышка,
Обо всем расскажет книжка.
В МБДОУ детский сад «Малышок» произошло еще одно интересное событие.
В старшей группе появились необычные книжки – книжки-малышки. Цель изготовления книжек-малышек: развивать у воспитанников ДОУ устойчивый интерес к книге, а так же бережное отношение к ним.
Очень плодотворно потрудились дети над изготовлением книжек-малышек. Ребята с удовольствием принялись за работу: они рисовали, вырезали, клеили, раскрывали свои творческие способности. А потом все вместе рассматривали новые книжки, сделанные своими руками с большой любовью.
Красочные книжки, в обложке и скрепленные ленточками они отправились дарить самым младшим детям нашего детского сада.
Сколько восторга и эмоций вызвало посещение старших детей! Малыши с удовольствием приняли подарки и с большим интересом слушали, как для них читают старшие дошкольники.
Старт проекта «ПРОчтение» в детском саду «Золотая рыбка»
Наши дети не хотят читать. Эта проблема волнует сегодня не только педагогов, социологов и психологов, но и родителей. Интерес к книге упал по многим причинам. Это и нехватка времени у работающих родителей, и конкуренция компьютерных игр, теснящих «добрую, старую книгу», и непонимание родителей значения чтения детских книг для воспитания ребенка – читателя …
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений детских писателей, т.к. они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Проводниками в мир литературы для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе? Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
В детском саду “Золотая рыбка» стартовала работа по реализации проекта «ПРОчтение». В рамках реализации проекта для детей и родителей был разработан план мероприятий: «Литературная гостиная», « КВН по сказкам», совместное посещение Мокшанской Библиотеки, приглашение работника библиотеки на литературное мероприятие «Здравствуй Книга» и на родительское собрание по теме «Как правильно читать книги детям», подобран наглядно – информационный материал, рекомендован родителям список для совместного чтения с детьми дошкольного возраста.
Для обогащения литературного центра, в группах детского сада, была проведена акция «Книга для детей», в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку групп.
Мы ожидаем повышение интереса детей и родителей к художественной литературе,
возрождение традиции домашнего чтения.
Воспитатель детского сада «Золотая рыбка» Ольга Каретникова
Реализация регионального проекта«PRO-чтение» в МБДОУ детский сад «Малышок» р.п. Мокшан
На сегодняшний день в нашем обществе совершенно очевидно снижается статус чтения, интерес к книге ослабевает. Чтобы решить эту проблему, необходимо повысить интерес подрастающего поколения к чтению, к книге. Книги нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка, т. к. они делают его мир необычайно интересным и полным удивительных открытий. Но современные дети всё чаще проводят время за компьютером или телевизором и всё реже читают.
Решение этой проблемы остаётся актуальным в настоящее время, ведь через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости.
В МБДОУ детский сад «Малышок» р.п. Мокшан в рамках регионального проекта «PROчтение» ведется большая работа по приобщению маленьких детишек к чтению. Основной акцент делается на традиции семейного чтения – важную часть в системе семейного воспитания. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Работа по проекту началась с информирования родителей о «Значении книги в жизни ребенка», издания буклетов «Как привлечь интерес детей к книге», а также анкетирования родителей с целью узнать, вхожа ли книга в их дом, имеется ли у ребенка библиотека, читают ли родители детям книги и какие.
Родители с удовольствием принимают участие в создании альбома “Сладкая сказка” (собирают вместе с детьми фантики, на которых изображены сказочные герои, сюжеты из сказок), в фотовыставке «Я и моя домашняя библиотека».
В рамках акции – марафона «50 книг прочитанных вместе с детьми» в каждой группе воспитателями создано «Книжное дерево» ( силуэты деревьев березы, дуба, ивы, клена, вишни, яблони). Крона деревьев ежедневно обрастает листочками, на которых родители пишут автора и название прочитанной дома книги своему ребенку.
Педагоги детского сада регулярно читают детям произведения русских и зарубежных писателей, проводят циклы познавательных занятий для детей, на которых ребята «путешествуют» в прошлое книги, отгадывают загадки, знакомятся с пословицами: «Книга – друг человека», «Много читаешь – много знаешь».
Участвуя в проекте«PROчтение» дошкольники обогащают социальный опыт, учатся работать в коллективе, у них формируется уверенность в себе, общительность, открытость, любознательность, активность.
Дошкольное детство играет огромную роль в формировании того, каким станет ребенок в будущем, каким станет человечество, окружающий мир в целом. Нам, взрослым, необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.
Старший воспитатель: Пискунова О.А.