Проект «Образование для жизни»

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ определяет среди важнейших качеств личности, формируемых школой такие, как подготовку обучающихся к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору (с. 66, п. 3).

В современном мире актуальными становятся такие качества человека, как предприимчивость, инициативность и самостоятельность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, уметь выбирать профессиональный путь, достигать жизненного успеха, организовывать созидательную социально полезную деятельность на благо развития региона

На это направлены разрабатываемые и реализуемые в Пензенской области региональные программы развития образования, значимость которых отмечается в Законе Пензенской области «Об образовании в Пензенской области» от 04.07.2013 № 2413-ЗПО (ст. 5, п. 1).

В данном контексте разработан проект «Образование для жизни» (далее – Проект).

Проект соответствует основным положениям ФГОС общего образования и обеспечивает условия для реализации компетентностного подхода в региональной системе образования.

Цель проекта: выстраивание общеобразовательными учреждениями системы работы по овладению школьниками знаниями, умениями, компетенциями, которые позволят им после завершения образования успешно адаптироваться к условиям реальной жизни.
Задачи проекта: 

  • установление взаимодействия образовательных организаций области с предприятиями, организациями, входящими в ведущие территориально-отраслевые кластеры, включая социальную сферу, объединениями работодателей и предпринимателей;
  • определение компетенций, востребованных в современной социальной сфере и приоритетных территориально-отраслевых кластерах. Анализ использования практико-ориентированных проектных технологий, направленных на формирование данных компетенций у школьников в действующей системе начального, основного и среднего общего образования региона, выявление проблем;
  • определение принципов и методов инновационных практико-ориентированных проектных технологий для внедрения в деятельность образовательных организаций;
  • подготовка для образовательных организаций методических рекомендаций по внедрению и использованию инновационных практико-ориентированных проектных технологий;
  • обучение педагогов работе с использованием инновационных практико-ориентированных проектных технологий, их научно-методическое сопровождение;
  • разработка модели взаимодействия образовательных организаций, органов власти, представителей бизнеса и социальной сферы в ведущих территориально-отраслевых кластерах, общественных организаций и населения по реализации проекта;
  • создание Ассоциации «RL Школ» («RealLife Школа» – школа реальной жизни), отражающей кластероориентированный подход к образованию;
  • разработка регламента управления Проектом;
  • формирование временных рабочих групп по управлению Проектом на региональном и муниципальном уровнях, на уровне образовательных организаций;
  • информационное сопровождение реализации проекта;
  • мониторинг реализации проекта.