Историческая справка

крепость1
image-17

Основанный в 1679 году как крепость одновременно с пензенской засечной чертой, Мокшан в течении 17 и первой трети 18 столетия выполнял своё первоначальное предназначение — защищать русские земли от внезапного нападения степняков со стороны «Дикого поля».
С переходом Мокшана в 18 век с военного на мирное положение стал изменяться состав населения посёлка. Вместо пеших и конных казаков — крестьяне казённые, а вскоре появились торговцы, купцы, ремесленники: столяры, сапожники, портные. В 19 веке население ещё более увеличилось. Изменилось и по социальному составу. Остро встал вопрос об обучении грамотности. Можно предполагать, что в конце 18 века — первой половине 19 века, т. е. до реформы 60 -х годов в Мокшане не было никаких школ, хотя с 1804 года в губернии уже появляются церковно — приходские школы, а с 1837 года начальные сельские народные училища.
Учились мокшанские жители грамоте кто как мог, домашним способом, по Псалтырю, как обучался А. М. Горький у своего дедушки. Грамотными людьми были священники. Долгое время в Михайло — Архангельской церкви служил священник Прилуцкий Владимир Васильевич; образованный человек своего времени, он пользовался большим уважением среди прихожан, был знаком с В. О. Ключевским, вёл с ним переписку. Мокшанские жители обращались к нему по многим вопросам.
С большим уважением встречали вернувшихся из армии, часто покалеченных, больных рекрутов, вынужденных вести пожизненную службу. Почти все они за долгую службу овладевали азами грамотности и могли научить ей своих земляков. Они не только учили грамоте, счёту, но и были почти единственным источником сведений о том, что происходит в мире и самой России. Рассказывая о своих походах, сражениях, они знакомили соотечественников с историческими событиями и известными людьми России.
Вопрос о развитии образования очень остро встал после реформы 1861 года, которая активизировала жизнь России. Потребовалось больше грамотных людей во всех сферах хозяйства и политики. Эта задача была поставлена на земских собраниях 1866 года — надо дать начальное образование народу. Не хватало учителей, поэтому с 1 июля по 16 августа 1870 года в г. Пензе были организованы первые педагогические курсы, на которые прибыли по 5 человек из Н. -Ломова, Чембара, Керенска и Мокшана, где будущие учителя в теории и на практике получали знания, необходимые для обучения детей. Для того, чтобы помочь учителям в их трудном деле, в уездах были образованы учительские библиотеки, обеспечивавшие кадры школы педагогической и методической литературой.
Отмена крепостного права способствовала быстрому развитию Мокшана. Благодаря своему положению на сплавной р. Мокша, в месте пересечения дорог на Пензу, Н. -Ломов, Инсар, Саранск, Тамбов, город становился вторым после Пензы.
В те далёкие времена передовая общественность, уездное земское собрание уделяло большое внимание социальным вопросам. Создавались школы, библиотеки, народные дома, устраивались благотворительные вечера, сбор от которых шёл на постройку и содержание школ, библиотек, содержа ние бедных. Хочется познакомить вас с именами этих людей, которые долго замалчивались в советские времена, так как все они выходцы из дворянского сословия.
Волконский Сергей Сергеевич (1855-1916) — князь, землевладелец. Много лет избирался гласным уездным земским председателем Мокшанской уездной управы, почётным мировым судьёй, неоднократно докладывал о состоянии народного образования.
Друцкой- Соколинский Дмитрий Владимирович, действительный статский советник с 1884 года по 1906 г. уездный предводитель дворянства, председатель Мокшанского думского собрания. После его смерти уездным предводителем дворянства, председателем земского собрания становится его сын Арсений Дмитриевич (1862-1912). На свои средства открыл в селе Муратовка земскую больницу, в селе Юлове — сельскохозяйственную школу. Когда создавалась Мокшанская гимназия, также пожертвовал свои средства. После его смерти эти учреждения носили его имя.
Также большой вклад в развитие образования Мокшана внёс инспектор дирекции народных училищ Езерский Николай Фёдорович.
К концу 19 века, по сведениям М. Лебедева, краеведа, бывшего священника, человека большой порядочности, внука Прилуцкого, в Мокшане существовало 3 начальных мужских школы, приходские  училища, сельские училища для Конной и Пешей слобод, начальные женские училища, уездные училища с 3-х классным образованием.
Во всех учебных заведениях существовало 12 групп, примерно по 30 человек. Это всего 360 человек из 10000, проживавших в то время в Мокшане. С высшим образованием было лишь 5 человек — врачи Городецкий и Язовский, мировой судья Зямблинов, член суда Яновский, лесничий Хитрово.
По сведениям краеведа Ерёмина Г. в 1911 году в Мокшане существовало уже 8 учебных заведений, общая грамотность граждан в Мокшане была 26%.
В 90-е годы 19 века на юго — западной окраине городского сквера была построена мужская начальная школа. В здании школы имелись вестибюль, три изолированных класса, учительская, просторный коридор, раздевалка для школьников. Почётным смотрителем уездного училища был коллежский секретарь Иван Михайлович Зуев.
В приходском мужском училище учителями были Андрей Фёдорович Карцев, Анна Михайловна Богданович.
В женском приходском училище закон божий преподавал В. В. Прилуцкий, учительствовали Софья Ивановна Манторова, Мария Васильевна Строгонова.
В 1908 году была открыта мужская гимназия. Это было сделано по инициативе жителей города, так как обучение в Пензе требовало очень больших затрат. Инициативная группа во главе с Егором Петровичем Бочкарёвым добилась разрешения на открытие гимназии, которая должна была содержаться на собственном капитале, пожертвованиях состоятельных горожан, обучение было платным. Для гимназии было куплено здание, принадлежащее купцу Владимиру Порфирьевичу Быстренину. Во главе гимназии поочерёдно были В. А. Поляков, В. П. Смирнов, Н. М. Некрасов. В программе предусматривали предметы для государственных гимназий с преобладанием гуманитарных наук. За успехами в учёбе и поведении учащихся наблюдал педагогический совет и члены родительского кружка. Из Мокшанской гимназии выходили хорошо подготовленные учащиеся со средним образованием.
На улице Пензенской есть большое красивое здание из кирпича, где уже более 80 лет звучат детские голоса. Это Мокшанская средняя школа № 1 им. В. И. Ленина, которая создавалась на базе 2 -х учебных заведений: Мокшанского высшего начального училища и бывшей Мокшанской гимназии. Здание было построено на средства, поступавшие от населения в 1912 -1913 годах. Хотелось, чтобы новое здание было бы образцом для Мокшана, в котором не было электричества, канализации, водопровода. В конце 1913 года состоялось открытие, на празднике деревонасаждений были посажены берёзы, сосны, кусты акации, заложен плодовый сад. Учебный день начинался в училище в 9 утра. За порядком в здании следили сами учащиеся. Постоянно работали драматический, хоровой, библиотечный кружки, силами учащихся устраивались спектакли.
№1
image-18
После революции 1917 года здесь проходили собрания, митинги, съезды крестьянских депутатов.
Была проведена перестройка школьного образования: старые учебные заведения закрывались, создавались новые, где внедрялась новая коммунистическая идеология. Бывшее училище несколько раз перепрофилировалось. В 1933 году оно было названо школой десятилеткой, а в 1936 году сделала свой первый выпуск десятиклассников. В 1935 году школе было присвоено звание «Образцовая средняя школа имени В. И. Ленина».
История Мокшанской средней школы им. В. И. Ленина похожа на историю многих школ страны с бесконечной перестройкой, реформацией.
Также в конце 19 века были открыты школы не только в Мокшане но и в селах. В 1872 году церковно — приходское попечительство сёл Тужиловка и Рамзай открыло образцовое одноклассное училище, в 1902 году оно было преобразовано в двухклассное. Штат учителей в училище 3 человека, количество учеников более ста. Класс представлял собой светлую комнату, в которой за тремя рядами парт сидело 50 — 60 ребят, и ещё в другой 25 — 30 человек, девочек в школе были единицы. Заведующим училища был Северян Ефимович Сутулов, попечителем был коллежский ассесор С. М. Загоскин — племянник писателя земляка М. Н. Загоскина. Тяга к учению была большая, но в основном из — за бедности дети бросали учение.
Из всех фактов мы видим, что в захолустном городе в начале века жизнь била ключом, намечались большие сдвиги в системе народного образования и большая заслуга в этом общественности и земского собрания Мокшана и уезда и просто жителей, которые не жалели средств на постройку школ, понимая, что это будет оценено их потомками.
После октября 1917 года и особенно в 30-е годы 20 века идёт бурный рост и развитие системы образования района: появляются школы колхозной молодёжи в самых крупных сёлах района — Чернозерье, Подгорном и других, открываются семилетки на базе начальных школ.
Серьёзным испытанием для образовательных учреждений района стали военные годы. В ряды Советской Армии было призвано большинство учителей — мужчин; выпускники одной из старейших школ района — Мокшанской сш №1 1941 года ушли добровольцами на фронт вместе со своим военруком. Из- за тяжёлого материального положения за военные годы на 2/3 сократился контингент обучающихся. Но и в эти тяжёлые годы и учителя и ученики не только осваивали программу, но и помогали взрослым: работали на полях колхозов и совхозов, готовили и отправляли на фронт посылки с тёплыми вещами.
Возглавляла отдел образования в эти трудные годы Норкина Инна Николаевна. До войны она работала школьным инспектором в отделе, а после ухода на фронт заведующего- мужчины, стала руководить районным образованием. Помогали ей Сулема Мария Дмитриевна — зав. методкабинетом, и Водогреева Анна Фёдоровна— инспектор школ.
После войны отделом руководили Старшов Николай Иванович (до 1950 г.), Шумков Алексей Александрович (до 1958 года), Ковердяев Владислав Владимирович (до 1963 года). Методический кабинет в эти годы возглавляла Зимина Тамара Ивановна (до 1962 года), инспекторами школ были Штерн Ася Саровна и Рузайкина Прасковья Семёновна (до 1952 года), затем Бизяев Александр Афанасьевич и Лошакова Марианна Николаевна (до 70 годов).
В 1963 году заведующим отделом образования назначается Безрукавников Николай Николаевич, с 1962 года руководство методическим кабинетом принимает Корж Борис Иванович. Работая вместе до 1984 года, до ухода на пенсию, они много сделали для развития народного образования в районе: была расширена сеть дошкольных учреждений, построены современные здания большинства школ, значительно вырос образовательный уровень педагогических работников.
С 70-х годов значительно был расширен аппарат районо: стало 2 школьных инспектора и инспектор по трудовому обучению и воспитанию. В разные годы инспекторами районо были Филатова Вера Владимировна, Самсонов Юрий Павлович, Сёмочкина Любовь Николаевна, Сидорова Надежда Сергеевна, Уткина Анна Григорьевна и др. В методическом кабинете начинают работать методисты Милованова Анастасия Николаевна, Бусловская Галина Ивановна, Демкина Галина Михайловна.
С 1984 по 1986 год отделом образования руководит Юдина Александра Алексеевна, зав. методическим кабинетом становится Сёмочкина Любовь Николаевна, методистами Пахомова Надежда Николаевна, Голубкина Галина Никандровна, инспекторами Куликова Наталья Васильевна, Абрамейцева Ольга Александровна, Абуткова Нина Васильевна.
В 1986 году к руководству отделом приходит Абуткова Нина Васильевна; вводятся должности инспектора по опеке (им становится Авдонькина Раиса Алексеевна) и методиста по дошкольному воспитанию (на эту должность принимается Бурёнина Любовь Анатольевна). В 1989 — 93 г. г. методистом РМК работает Караянова Т. А., инспектором Носкова Н. И., с 2000 г в РМК работает Мышенкова Надежда Ивановна.
 
zdanie
image-19
 
80 — ые годы — время роста системы образования в районе количество дошкольных учреждений к 1992 году достигает 38, начальных школ — 17, восьмилетних школ — 15, средних — 8, продолжает функционировать Школа рабочей молодёжи, Дом пионеров, ДЮСШ.
Учебные кабинеты школ систематически пополняются необходимым оборудованием, школы- новостройки получают учебно — наглядные пособия, мебель. Районный отдел получает новое здание (бывшее здание Мокшанского совхоза — техникума), где размещается Дом пионеров, ДЮСШ, РайОНО.
90-ые годы были для образования района такими же трудными, как и для всей страны. Недостаточное финансирование бюджетной сферы, упадок в сельском хозяйстве привели к значительному сокращению ведомственных дошкольных учреждений, создали угрозу для существования сложившейся сети образовательных учреждений. Руководство района, отдел образования приложили много усилий для сохранения образовательных учреждений в районе. За эти годы сохранилось общее количество средних и основных школ, три основных школы- Плёсская, Отрадненская, Краснопольская стали средними.
В 2001 — 2002 учебном году в Мокшанском районе функционируют 11 средних, 11 основных и 15 начальных общеобразовательных школ, 7 дошкольных учреждений, школа — д/сад «Малышок», Детско — юношеская спортивная школа, Центр дополнительного образования, Мокшанская очно — заочная вечерняя школа, ПТУ — 28, Мокшанский аграрный колледж. Практически все учебные заведения работают в режиме развития, избрав для себя приоритетное направление и разработав Программу развития на пять лет на основе Концепции и Программы воспитания молодёжи Пензенской области. Приоритетное направление было выбрано в каждом образовательном учреждении добровольно на основе диагностики с учётом мнения педагогов, учащихся и их родителей. В августе 2000 года прошла открытая защита программ на заседании коллегии отдела образования и были утверждены приоритетные направления образовательных учреждений. 13 учреждений избрали приоритетным направлением краеведческое, 7 — оздоровительное, 2 — трудовое, 8 — экологическое, 1 – художественно — эстетическое, 1 – этико — гражданское, 1 — прогимназическое направление.
13 начальных школ включились в работу по приоритетному направлению опорных школ. В течение 2000 — 2001 уч. года, который являлся для большинства школ подготовительным, были внесены изменения в учебный план школ — введены курсы школьного компонента в соответствии с Программой развития по государственным, адаптированным и авторским программам, прошли серии методических занятий и педагогических советов по избранной тематике, совершенствовалась система воспитательной работы, создавалась материальная база по приоритетному направлению (только за 2000 — 2001 учебный год было оборудовано 12 комнат и уголков старины и залов славы, 5 комнат природы, создано 7 экологических троп, в штатное расписание ДОУ введены специалисты в соответствии с приоритетными направлениями (врач, физрук, учитель ИЗО, психологи, мед, сестра — массажистка и т. д.)