Нормативная база опеки и попечительства

“СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) 

Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» 

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101 “Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей”

Закон Пензенской области от 22.12.2006 № 1176-ЗПО “О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния”

 Закон Пензенской области от 12 сентября 2006 г. N 1098-ЗПО “О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области”

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2000 г. N 275 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕДАЧИ ДЕТЕЙ НА УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА УСЛОВИЯМИ ИХ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ УСЫНОВИТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИЛ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ КОНСУЛЬСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕТЕЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УСЫНОВЛЕННЫХ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ИЛИ ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Постановление Администрации Мокшанского района №489 от 14.05.2012 года “Об осуществлении отдельных полномочий органов опеки и попечительства”

Положение Управления образованием администрации Мокшанского района

Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 августа 2012 г. № ИР-713/07 “О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей”

Соглашение о взаимодействии Управления образованием Мокшанского района и Муниципального автономного учреждения “Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Мокшанского района Пензенской области”

График занятий групп по обучению граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей на 2015 год.
В соответствии со статьей 9.1 Закона Пензенской области от 22.12.2006 № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» (с последующими изменениями) органы местного самоуправления Мокшанского района с 1 января 2008 года наделены государственными полномочиями Пензенской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, а также выполнению полномочий органов опеки и попечительства, установленных Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»:

1) организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении малолетних и несовершеннолетних граждан;
2) организация и осуществление деятельности по опеке в отношении граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства;
3) организация и осуществление деятельности по попечительству в отношении граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
4) организация и осуществление патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами;
5) назначение и выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством;
6) назначение и выплата вознаграждения опекунам или попечителям за счет
средств бюджета Пензенской области.

Специалисты:
Для выполнения названных полномочий в штатном расписании Управления образованием, утвержденном 01.10.2008 г. руководителем аппарата администрации Мокшанского района, предусмотрены две ставки (главного и ведущего) специалиста по опеке и попечительству. Должностные инструкции специалистов утверждены 01.03.2008г. начальником Управления образованием.
Буренина Любовь Анатольевна, главный специалист по опеке и попечительству, 1964 года рождения, имеет высшее педагогическое образование.

Вознаграждение опекунам:
В соответствии с Законом Пензенской области от 10 октября 2007 года № 1396-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2008 год и на период до 2010 года» (с последующими изменениями) для осуществления отдельных государственных полномочий Пензенской области Мокшанскому району предусмотрена субвенция:
на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, а также на выплату вознаграждения опекунам или попечителям в размере 6487,5 тыс. рублей (2008 г.), в размере 8183,2 тыс. рублей (2009г.);
по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в размере 277,1 тыс. рублей (2008г.), в размере -322,1 (2009г.).

Учредитель:
В соответствии с Положением об Управлении образованием администрации Мокшанского района Пензенской области, утвержденным Решением Собрания представителей от 18.07.2008 №293-26/2 «Об органе образования администрации Мокшанского района Пензенской области» (далее — Положение), Управление образованием администрации Мокшанского района Пензенской области (далее — Управление образованием) является отраслевым исполнительным органом, созданным в структуре администрации Мокшанского района, проводящим государственную политику в области образования и осуществляющим управление в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования, а также деятельность в области установления опеки и попечительства.

Нормативная база и полномочия:
Положение Управления образованием выполняет следующие полномочия:
— выполняет государственные полномочия Пензенской области по опеке и
попечительству в соответствии с пунктами 1,5, 6 статьи 9.1. Закона Пензенской
области от 22.12.2006 № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления
Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской
области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации,
переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской
области» (с последующими изменениями):
а) опека и попечительство над несовершеннолетними;
б) назначение и выплата денежных средств на содержание детей,
находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье в соответствии с
Законом Пензенской области от 2 ноября 2004 года № 638-ЗПО «О размере и порядке
выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой
(попечительством), в приемной семье»;
в) назначение и оплата труда приемных родителей (единственного приемного
родителя) за воспитание каждого приемного ребенка в соответствии с Законом
Пензенской области от 22 декабря 2006 года №1139-ЗПО «Об оплате труда
приемных родителей»;
— обследует условия жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, не имеющих надлежащих условий для воспитания в семье;
— принимает меры к временному устройству выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохранности их имущества или оказанию им другой требуемой социально-правовой, материальной помощи до окончательного решения вопроса о форме устройства;
— ведет учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
подлежащих передаче на воспитание в семьи граждан на усыновление (удочерение),
под опеку (попечительство), в приемную семью;
— выбирает для несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей,
педагогически целесообразную форму устройства и готовит заключение о
соответствии интересам несовершеннолетнего установления усыновления
(удочерения), опеки (попечительства), передачи ребенка на воспитание в приемную
семью, а при отсутствии такой возможности — в учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
— представляет в администрацию района все необходимые документы и
заключение для решения вопроса об установлении над несовершеннолетним опеки
(попечительства), а после принятия решения выдает опекуну (попечителю)
удостоверение;
ведет учет несовершеннолетних, находящихся под опекой, (попечительством), в приемной семье;
— готовит проект договора о создании приемной семьи;
— осуществляет систематический надзор за воспитанием, обучением,
состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием подопечных, выполнением
опекуном (попечителем), приемных родителей своих обязанностей;
— готовит материалы о назначении денежных выплат на содержание
несовершеннолетнего, находящегося под опекой (попечительством), в приемной
семье;
— принимает к рассмотрению жалобы на действия опекуна (попечителя), приемного родителя, представляет главе администрации заключение по вопросу отстранения (освобождения) опекуна (попечителя), приемного родителя от выполнения своих обязанностей или передает материал прокурору района;
— в установленном законом порядке осуществляет защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных, в случаях использования опекуном (попечителем), приемным родителем, усыновителем (удочерителем) опеки (попечительства), образования приемной семьи, усыновления (удочерения) в корыстных целях, а также в случаях оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
— на представленных кандидатов в опекуны, попечители, усыновители (удочерители), приемные родители, по документам и результатам личной беседы готовит заключение о возможности быть кандидатом в опекуны (попечители), усыновители (удочерители), приемные родители или отказе;
— участвует в заседаниях суда по вопросу установления и отмены усыновления (удочерения);
— осуществляет наблюдение за условиями воспитания, развитием и
состоянием здоровья усыновленных детей; готовит материалы и заключение по
отмене усыновления (удочерения);
— готовит необходимую документацию для помещения ребенка в учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— проводит работу по предоставлению по договорам социального найма жилых помещений детям — сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством) и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
— проводит профилактическую работу с родителями, в отношении которых решается вопрос об отобрании у них ребенка или лишении их родительских прав;
— готовит материалы и предъявляет иск о лишении родительских прав, отобрании ребенка без лишения родительских прав;
— готовит заключение о возможности возвращения родителям отобранных детей;
— готовит заключение по делам о восстановлении в родительских правах;
— принимает участие в судебных процессах при рассмотрении споров,
связанных с воспитанием детей;
— участвует в исполнении судебных решений об отобрании и передаче детей в
случаях, предусмотренных законодательством;
— представляет в администрацию района все необходимые документы и
заключение по вопросу присвоения или изменения фамилии несовершеннолетнему;
— представляет в администрацию района заключение с приложением
требуемых документов для решения вопроса распоряжения имуществом
несовершеннолетних (продажи, отчуждения, использования, раздела имущества,
получения (распоряжения) вклада, обмена и сохранения жилой площади и других
сделок);
— осуществляет охрану интересов не родившегося наследника при разделе
наследственного имущества.

Согласно статье 56 Семейного кодекса РФ в случае выявления грубых нарушений прав и законных интересов ребенка, в том числе при жестоком обращении с ним, когда семейное неблагополучие существует длительное время, родители не понимают недопустимости жестокого обращения с ребенком, систематически не исполняют своих обязанностей по воспитанию своего ребенка, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства.

Администрация Мокшанского района проводит отбор образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства на безвозмездной основе. С подробной информацией можно ознакомиться здесь.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 августа 2012 г. № ИР-713/07 “О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей”

В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2012 г. Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 351-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 391 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах» (далее — Постановление № 391) Минобрнауки России сообщает.

Минобрнауки России в целях реализации Федерального закона № 351-Ф3 и Постановления № 391 издан и направлен на государственную регистрацию в Минюст России приказ от 20 августа 2012 г. № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».

Указанный приказ размещен в сети Интернет на сайте «Усыновление в России» в разделе «Законодательство и нормативные документы»,

В рамках оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации Минобрнауки России направляет Рекомендации по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее — подготовка).

В целях соблюдения требований Федерального закона № 351-Ф3 и Постановления № 391, обеспечения граждан, желающих принять ребенка в семью на воспитание, информацией о порядке прохождения подготовки, Министерство просит принять в возможно короткие сроки исчерпывающие меры, обеспечивающие:

организацию подготовки граждан, желающих стать усыновителями (удочерителями), опекунами (попечителями), приемными родителями, патронатными воспитателями;

проведение массовой информационно-просветительской работы с населением по вопросам организации подготовки на территории субъекта Российской Федерации, включая информирование граждан об органах и организациях, осуществляющих подготовку, месте их расположения, контактных данных и режиме работы, а также предоставление гражданам возможности оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с прохождением подготовки;

оперативное всестороннее и объективное рассмотрение всех обращений граждан, связанных с прохождением подготовки, и принятие по ним мер, направленных на устранение выявленных нарушений и недостатков.

Приложение: на 14 л.
П.М. Реморенко

Приложение
к письму Министерства
образования и науки РФ
от 24 августа 2012 г. № ИР-713/07
Рекомендации
по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
1. Общие положения

В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 351-ФЗ) с 1 сентября 2012 г. лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, стать патронатным воспитателем (далее также — граждане, кандидаты в приемные родители), должны проходить психолого-педагогическую и правовую подготовку (далее — подготовка кандидатов в приемные родители).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 391 (далее — Постановление № 391) внесены изменения в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275, и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423.*(1)

Постановлением № 391 вводится обязательное требование для граждан представлять в орган опеки и попечительства документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители для получения заключения о возможности быть усыновителем (удочерителем) (далее — усыновитель) либо заключения о возможности быть опекуном (попечителем) (далее — опекун) несовершеннолетнего ребенка. При усыновлении ребенка документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители также должен быть представлен в суд.

Исключение предусматривается для следующих категорий граждан:

для усыновителей, являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей;

для усыновителей, опекунов, приемных родителей — близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей. При этом под близкими родственниками детей понимаются лица, перечень которых определен абзацем третьим статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации, — родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры;

для усыновителей, которые уже являются или являлись усыновителями и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;

для опекунов, приемных родителей, которые являются или являлись опекунами детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.*(2)

Указанные граждане могут пройти подготовку кандидатов в приемные родители и представить в орган опеки и попечительства, а также в суд (в случае усыновления ребенка) документ о прохождении ими такой подготовки по своему желанию.

Заявления об усыновлении, не рассмотренные на день вступления в силу Федерального закона № 351-ФЗ, рассматриваются в соответствии с правилами, действовавшими на день подачи указанных заявлений в суд.*(3)
2. Задачи подготовки кандидатов в приемные родители

Задачами подготовки кандидатов в приемные родители являются в том числе:

подготовка граждан к приему на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети, оставшиеся без попечения родителей), выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

помощь кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;

ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, правами и обязанностями приемных родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
3. Органы и организации, уполномоченные проводить подготовку кандидатов в приемные родители

В соответствии с пунктом 24.2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Финансирование расходов на подготовку кандидатов в приемные родители осуществляется за счет и в пределах средств, которые предусматриваются на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации.

Организация подготовки кандидатов в приемные родители возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относятся подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.

Орган опеки и попечительства обязан подготовить граждан, в том числе организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний, обеспечить психологическое обследование граждан с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью.*(4)

Следует учитывать, что, в отличие от подготовки кандидатов в приемные родители, проведение психологического обследования граждан не является обязательным и проводится только с их согласия.

В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей полномочие органа опеки и попечительства по подбору и подготовке кандидатов в приемные родители может осуществляться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организации).*(5)

Согласно пункту 3 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423, полномочие по подготовке кандидатов в приемные родители осуществляется организациями в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.

Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители установлен приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. № 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423».

Полномочие по подготовке кандидатов в приемные родители осуществляется организациями:

за счет собственных средств (в том числе за счет средств, выделяемых организациям на реализацию государственного (муниципального) задания, внебюджетных средств и других не запрещенных законом источников);

на основе положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При размещении заказа на оказание услуг, связанных с проведением подготовки кандидатов в приемные родители, к организациям могут быть предъявлены требования, установленные Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. № 334.

Представляется целесообразным осуществлять подготовку кандидатов в приемные родители на базе организаций, имеющих в своем штате социальных педагогов, психологов, юристов, а также опыт работы с приемными семьями, в частности, на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, некоммерческих организаций, специализирующихся на оказании психолого-педагогической, социальной, правовой и иной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным семьям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Поскольку программа подготовки кандидатов в приемные родители не относится ни к одному из установленных статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» видов образовательных программ, и, таким образом, не является образовательной программой, деятельность по реализации программы подготовки кандидатов в приемные родители не относится к предмету регулирования законодательства о лицензировании образовательной деятельности.

Подготовка кандидатов в приемные родители согласно Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» — это полномочие органа опеки и попечительства, являющегося органом государственной власти, которое в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» в установленном порядке может быть передано соответствующим организациям.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации установленных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий не относится к предмету регулирования законодательства о лицензировании каких-либо видов деятельности.

При передаче полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители проводится отбор организаций, претендующих на осуществление указанного вида деятельности, и проверка их на соответствие установленным требованиям.

Таким образом, деятельность органов опеки и попечительства либо организаций, которым передано соответствующее полномочие, по подготовке кандидатов в приемные родители не требует лицензирования.

Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется организациями на безвозмездной основе, то есть взимание платы с граждан за прохождение подготовки не допускается.*(6)
4. Порядок осуществления и программа подготовки кандидатов в приемные родители

В соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны быть утверждены программа и порядок осуществления подготовки кандидатов в приемные родители (далее — Порядок подготовки), устанавливающий основные правила проведения подготовки кандидатов в приемные родители на территории субъекта Российской Федерации.

При разработке Порядка подготовки и организации подготовки кандидатов в приемные родители в субъекте Российской Федерации следует исходить, прежде всего, из интересов граждан и необходимости обеспечить удобство для граждан процесса прохождения подготовки.

Подготовка кандидатов в приемные родители должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалась ее регулярность и доступность для всех граждан. Период ожидания гражданами начала проведения курсов подготовки кандидатов в приемные родители должен быть минимальным (по возможности, не более двух месяцев). Рекомендуемая длительность курса подготовки — не более трех месяцев. При этом для удобства граждан необходимо предусмотреть возможность прохождения ими подготовки в вечернее время и в выходные дни.

В Порядке подготовки целесообразно установить, что зачисление граждан на курс подготовки кандидатов в приемные родители осуществляется организациями по их письменному заявлению при обращении в орган опеки и попечительства или в организацию. Неправомерно устанавливать в Порядке подготовки требования по предоставлению гражданами документов, указанных в пункте 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275, и в пункте 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423, или иных документов, кроме документа, удостоверяющего личность гражданина.

Следует предоставить гражданам право самостоятельного выбора организации, в которой они будут проходить подготовку кандидатов в приемные родители на территории субъекта Российской Федерации, независимо от места их жительства или пребывания в пределах субъекта Российской Федерации.

Необходимо определить порядок информирования граждан об организациях, осуществляющих подготовку кандидатов в приемные родители, месте их расположения, контактных данных и режиме работы, обеспечивающий легкую доступность указанной информации для заинтересованных лиц.

Органам опеки и попечительства, организациям, осуществляющим подготовку кандидатов в приемные родители, следует проводить информационные кампании по привлечению потенциальных кандидатов в приемные родители.

В Порядке подготовки целесообразно предусмотреть возможность прохождения подготовки кандидатов в приемные родители в очной или очно-заочной форме. При организации проведения подготовки в очно-заочной форме могут использоваться дистанционные методы обучения. Порядок подготовки должен включать в себя описание процедуры использования таких методов.

Подготовка кандидатов в приемные родители может осуществляться в группе, численность которой не должна превышать 25 человек. Кроме того, следует предусмотреть возможность проведения подготовки для кандидатов в приемные родители в индивидуальном порядке.

Порядок подготовки также должен содержать требования к проведению итоговой аттестации, которая проводится в форме собеседования о возможных формах семейного устройства ребенка в данную семью, о потребностях развития и поведения ребенка, о воспитательных компетенциях кандидатов в приемные родители и их готовности к приему в семью ребенка.

Итоговая аттестация проводится в конце всего курса подготовки кандидатов в приемные родители и завершается выдачей органом опеки и попечительства или организацией свидетельства о прохождении указанной подготовки (далее — свидетельство).

Также в Порядке подготовки следует определить процедуру выдачи свидетельства слушателям, прошедшим программу подготовки кандидатов в приемные родители, процедуру выдачи дубликата свидетельства в случае его утери либо непригодности для дальнейшего использования вследствие износа или повреждения, порядок ведения документации, в том числе регистрации письменных заявлений граждан о желании пройти подготовку, а также выданных свидетельств в соответствующих журналах учета, утвердить формы таких журналов.

Необходимо отметить, что срок действия свидетельства законодательством Российской Федерации не установлен.

До вступления в силу приказа Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» необходимо руководствоваться примерной программой подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденной приказом Минобрнауки России от 23 мая 2011 г. № 1681 (зарегистрирован Минюстом России 27 июля 2011 г., регистрационный № 21495) (далее — примерная программа).

В связи с тем, что содержание и общая трудоемкость примерной программы соответствуют Требованиям к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. № 623, прохождение повторной подготовки кандидатов в приемные родители гражданами, прошедшими подготовку до 1 сентября 2012 г. по примерной программе, не требуется. Указанным гражданам следует выдавать свидетельство установленной формы о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители для представления в органы опеки и попечительства и получения заключения о возможности быть усыновителем или опекуном, а также в суд при усыновлении ребенка.

Граждане, получившие заключение о возможности быть усыновителем либо заключение о возможности быть опекуном, не обязаны представлять на этапе подбора ребенка, оставшегося без попечения родителей, в орган опеки и попечительства документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители.
5. Требования к составу и квалификации специалистов, проводящих подготовку кандидатов в приемные родители

Порядок подготовки должен включать требования к составу специалистов, проводящих подготовку кандидатов в приемные родители, и их квалификации.

К проведению подготовки кандидатов в приемные родители, в частности, рекомендуется привлекать социальных педагогов (социальных работников), юристов, психологов, медицинских работников (врачей-педиатров, детских психиатров, психотерапевтов и других). Целесообразно отдавать приоритет специалистам, имеющим базовое профильное высшее образование, а также практический опыт работы с принимающими семьями и детьми, владеющим навыками обучения взрослых.

К участию в подготовке кандидатов в приемные родители также могут быть привлечены приемные родители, имеющие значительный положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Рекомендуется организовать в субъекте Российской Федерации проведение повышения квалификации специалистов, которые осуществляют (будут осуществлять) подготовку кандидатов в приемные родители, по различным темам, предусмотренным программой подготовки, включая обучение навыкам ведения тренинговых групп, не реже одного раза в три года.
6. Особенности прохождения подготовки кандидатов в приемные родители иностранными гражданами, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации

В соответствии со статьей 127 Семейного кодекса Российской Федерации требование о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители распространяется также и на кандидатов в усыновители — граждан иностранных государств, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации (далее — иностранные граждане).

Иностранные граждане проходят подготовку кандидатов в приемные родители на территории государства, в котором они постоянно проживают. Подготовка кандидатов в приемные родители на территории иностранного государства должна проводиться с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено Требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. № 623, а документы о прохождении такой подготовки, представляемые иностранными гражданами, должны подтверждать соблюдение указанных требований.

При этом следует учитывать, что документы о прохождении иностранными гражданами подготовки кандидатов в приемные родители представляются в суд (пункт 8 части первой статьи 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Представление указанных документов на этапе подбора ребенка законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Однако, при обращении иностранных граждан к региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители необходимо разъяснять им требования статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации.

Документами о прохождении иностранными гражданами подготовки кандидатов в приемные родители на территории государства, в котором они постоянно проживают, подтверждающими прохождение ими соответствующей подготовки с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утверждаемыми Минобрнауки России, являются в том числе следующие:

документ, подтверждающий право иностранной организации, выдавшей документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители, осуществлять указанную подготовку граждан и выдавать соответствующий документ;

копия утвержденной программы, по которой проводилась подготовка кандидатов в приемные родители;

копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители (документ о прохождении подготовки на территории иностранного государства оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства к подобным документам).

Документы, выданные за пределами Российской Федерации, представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства и должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, а также переведены на русский язык. При этом перевод либо подпись переводчика удостоверяются в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве местонахождения соответствующей иностранной организации либо нотариусом на территории Российской Федерации.

Также необходимо учитывать, что суд, в соответствии с пунктом 3 статьи 272 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, может при необходимости затребовать и иные документы.

В случае если иностранные граждане не прошли подготовку кандидатов в приемные родители на территории государства, в котором они проживают, либо освоенная иностранными гражданами программа подготовки кандидатов в приемные родители не соответствует установленным законодательством Российской Федерации требованиям, иностранные граждане могут пройти обучение по программе подготовки кандидатов в приемные родители на территории Российской Федерации. Информирование иностранных граждан о порядке прохождения подготовки кандидатов в приемные родители и организациях, уполномоченных на ведение указанной деятельности, на территории конкретного субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в Порядке подготовки.

В Порядке подготовки также целесообразно отразить, на каком языке осуществляется подготовка кандидатов в приемные родители. В случае осуществления подготовки только на русском языке Порядок подготовки должен включать в себя положение, устанавливающее возможность для иностранных граждан, не владеющих русским языком, обращаться в организацию с переводчиком.
Исполняющий обязанности
директора Департамента
государственной политики
в сфере защиты прав детей С.В. Вителис

_____________________________

*(1) Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 391 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах» вступают в силу с 1 сентября 2012 года.

*(2) Пункт 1 статьи 127, пункт 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации.

*(3) Статья 3 Федерального закона № 351-ФЗ.

*(4) Пункт 14 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423

*(5) Пункт 2 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423

*(6) Пункт 8 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423

Обзор документа

С 1 сентября 2012 г. вступают в силу поправки к СК и ГПК РФ. Согласно им лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), должны пройти психолого-педагогическую и правовую подготовку. Это касается и тех, кто хочет создать приемную семью, стать патронатным воспитателем. Исключение составляют усыновители-отчимы (мачехи), близкие родственники детей, усыновители или опекуны, которые уже являются (являлись) таковыми и не были отстранены от исполнения соответствующих обязанностей.

Орган опеки и попечительства обязан подготовить кандидатов в приемные родители. В частности, нужно организовать обучающие семинары, тренинги по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний, обеспечить психологическое обследование граждан (с их согласия).

Целесообразно проводить такую подготовку на базе организаций, имеющих в своем штате социальных педагогов, психологов, юристов, а также опыт работы с приемными семьями. Речь идет об организациях для детей-сирот и тех, кто остался без попечения родителей, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др.

Подготовка осуществляется бесплатно. Рекомендуемая длительность курса обучения — до 3 месяцев. Максимальное количество человек в группе — 25.

Гражданам следует разрешить самостоятельного выбирать организацию, в которой они будут проходить подготовку на территории региона.

Обучать должны специалисты, имеющие базовое профильное высшее образование, практический опыт работы с принимающими семьями и детьми, владеющие навыками обучения взрослых. Также могут привлекаться приемные родители, имеющие значительный положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.